PDA version
Версия для КПК





Кровати, диваны

Шкафы, стеллажи, комоды

Тумбы

Столы журнальные, кухонные, прикроватные

Кухни

Деревянные двери

Окна и витражи

Другие изделия и услуги

Лестницы






 Открыть прайс

Адреса, телефоны, режимы работы

Полезные советы

 Словарь терминов

 О нас






 Кровать Моника - детальный просмотр













 Показать карту










История витража

  Какое сказочное волшебство происходит перед глазами ребенка, вращающего в руках калейдоскоп! Крошечные стеклышки складываются в причудливые узоры, цветы, звезды… И все это искрится, переливается. Похожее, только более глубокое чувство восторга испытываешь, глядя на сияющие цветные узоры витражей раннехристианских храмов, средневековых соборов, палат Московского Кремля, дворцовых залов и особняков прошлого столетия. Еще христианский поэт Пруденций (348–413 гг.) писал: «В круглых арках окон базилики сияло цветное стекло подобно великолепию весенней поляны».

  Витраж — это своего рода картина из стекла, так как само слово vitrage произошло от латинского vitrum — стекло. Орнамент или декоративная композиция в оконном или дверном проеме, самостоятельное панно из стекла или другого материала, пропускающего свет, — все это витражи, красота которых откладывает отпечаток индивидуальности и неповторимости на все здание. В современной строительной практике слово «витраж» определяет сплошное или частичное остекление фасада здания.

  Можно сказать, что прототипом витража является не что иное, как мозаика, для которой используется цветная смальта — непрозрачное стекло. Фрагменты плоского цветного стекла, найденные в Бени-Хасане (АРЕ) и Риме, позволяют говорить о том, что простейшие витражи существовали в Древнем Египте уже во ІІ тыс. до н. э., а в Риме — в І в. н. э. Еще Лукиан описывал термы как «стеклянные дома». При создании убранства храмов для стен и полов использовали мозаику и фрески, для окон — цветное остекление. В этом случае окно становилось органическим продолжением стенного декора и «вписывалось» в общее тональное решение интерьера. Опять-таки, цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные или деревянные проемы окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора или орнамента. Первые достоверные сведения о применении свинцовой пайки относятся лишь к Х в.

  В V–VІ вв. витражи украшали окна храмов в городах Галии, затем они появились в Германии и Англии. Особенного расцвета искусство витража достигло в эпоху средневековья. Готические соборы поражают наше воображение не только стремительным вертикальным взлетом архитектурных конструкций, но и своим внутренним убранством. Благодаря цветному остеклению регулировалась освещенность, смягчалась сила света внутри помещения, доводя до совершенства его художественное оформление, создавался мистический образ, полный таинственного мерцания цветных теней.

  Витражи, естественно освещенные днем извне, эффектно смотрятся внутри помещения, вечером же наоборот — при искусственном освещении оконные проемы тусклы изнутри, но как сочно и ярко они выглядят снаружи! Особенный графический эффект придает витражам густая сеть темных свинцовых прожилок, сквозь которые интенсивно проникают световые лучи, в особенности сквозь рубиновое, синее и зеленое стекло. Витражи, благодаря своей прозрачности и легкости линий, ажурны, легки и как бы невесомы. По своему изяществу, полихромной (цветовой) насыщенности и воздушности они не только не уступают, но и во многих случаях превосходят станковую и монументальную живопись. Солнечный свет, преломляясь в прозрачных цветных стеклах, создает богатейшую гамму красок и тонов, поразительную игру света и теней. Интерьеры, наполненные таким светом, особенно выразительны, нарядны и уютны.

  С изменением исторических эпох, стилей и течений в искусстве и архитектуре, усовершенствованием производства бесцветного прозрачного стекла, открытием новых красок, способов обжига совершенствовалась техника исполнения витражей, улучшались способы их изготовления, тематика и композиция.

  Барокко и классицизм практически «забыли» об искусстве витража. Его история началась заново на заре эпохи романтизма, пробудившего интерес к средневековой культуре и в первую очередь - к готике. Живописные окна вошли в образный строй новых сооружений отблеском романтических грез о средневековье.

  В начале ХХ в. витраж был перенесен на русскую почву вместе с готикой. Впрочем, это было не первое его появление в России. Декоративное оформление окон имело на Руси давние традиции. Предтечами отечественных витражей были слюдяные оконца. Они наполняли интерьеры царских палат и боярских теремов неповторимой игрой света, рожденной неровным мерцанием и искристыми отблесками слюды. Разнообразные цветные слюдяные кусочки, четкий контур сетчатого рисунка железных креплений как бы сближали оконницы с бесцветным узорчатым витражом, а роспись полупрозрачной темперой - с живописным.

  Витраж, прежде всего, прижился в загородных царских дворцах, в романтическом окружении пейзажных парков, оттуда он перекочевал в храмы (Исаакиевский собор - 1804 г.) и богатые особняки. Подражая готике с использованием подлинных стекол XVI века, цветное «мозаичное» остекление соседствовало с росписями по стеклу - витраж в эпоху романтизма (I половина XIX века) уподоблялся картине. При таком живописании в духе Рафаэля или А. Дюрера затушевывалась изначальная природа витража - наборная композиция, излучающая светоносный цвет.

  Выше уже было отмечено, что витраж - это своего рода «прозрачная» мозаика, поэтому изначально его техника была очень близка мозаичной. Цветные стекла изготавливаются по заданному размеру и форме (по готовому эскизу) и представляют собой элементы геометрического или растительного орнамента, коврового узора, соединенных металлическими (в основном свинцовыми) ленточными креплениями. Каркас из гибкой арматуры и заполнение из разноцветного стекла формируют линейный строй и красочную гамму композиции. Локальные цветовые пятна, вырезанные из разноцветных стекол, составляют определенные детали и фрагменты изображения. Наборная техника подчеркивает плоскостность панно, единство стилизованного мотива и абстрактность фона. Лекальная нарезка стекла, изгибы мягкого металла не требуют насилия над материалом, поэтому мозаичный витраж раскрывает потенциал наборного искусства полнее, чем сама мозаика.

  В отличие от мозаичного живописный витраж собирается из цветного стекла, расписанного керамическими красками с последующим обжигом отдельных деталей. Не следует путать живописные витражи, рассчитанные на просвет, с непрозрачной живописью на стекле, выполненной холодным способом масляными красками. После обжига стеклянной картины краски спекаются со стеклом и представляют собой одно целое. Конечно, любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает (по чистоте, яркости цветов и светонепроницаемости) витражам, выполненным из цветных стекол и окрашенным в момент их изготовления, то есть при плавлении. Разница в том, что при росписи стекла (и его дальнейшем обжиге) остается тончайшая пленка вроде паутины, лишающая краски их натуральной сочности.Сравнивая оба вида, можно определить последний как живопись на стекле, а первый — как «живопись стеклом», где сама живописная ткань создается не непосредственным смешением красок, а слагается из дискретных цветовых элементов, оптически смешивающихся в световоздушной среде. Но это еще не все. К витражам со свинцовой арматурой относятся также контурные или силуэтные, узорчатые и комбинированные виды. Первые набираются из стеклянных дисков, напоминающих бутылочные донца, одноцветного (чаще зеленого) или бесцветного стекла. Диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между которыми заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой. Узорчатые витражи собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с офактуренной поверхностью. За счет различной фактуры (рифление, шероховатость, рельефность и т. д.) создаются оригинальные композиции. Важную роль в формировании узора играют контуры свинцового обрамления.Разумеется, что комбинированные витражи создаются сочетанием различных техник исполнения.Кроме перечисленных традиционных видов техники, в настоящее время появилось множество имитаций витража: наклейка на стекло прозрачной бумаги с готовым цветным или монохромным узором, изготовленным полиграфическим способом; нанесение изображения, отпечатанного на покрытой клеевым грунтом бумаге путем перевода на стекло; раскраска сплошных бесцветных стекол масляными красками без нанесения контуров и без обжига и др.Итак, разобравшись с существующими видами витражей, вернемся к архитектуре. Поскольку витраж - искусство, связанное с архитектурой, то и современные технологии создания этих удивительно красивых архитектурных элементов разрабатываются в соответствии с новыми требованиями и условиями их использования. Отражая характер и назначение сооружения, витраж играет значительную роль в оформлении интерьера, поскольку именно здесь в наибольшей степени проявляется синтез искусств, то есть гармоничное сочетание архитектуры с другими видами изобразительного искусства.

  К счастью, в противоположность архитектуре советского периода, современный интерьер выгодно отличается разнообразием стилевых и конструктивных возможностей объемно-планировочных решений. При этом огромную роль играет цветовое решение как интерьера, так и внутренней обстановки, наличие естественного и искусственного освещения. В этой связи использование такого привычного материала как стекло обретает совершенно новый смысл, поскольку новые модные тенденции предполагают применение его и как материала, формирующего эмоциональную среду внутреннего пространства интерьера (как общественного назначения, так и жилого). В таком случае функция витража меняется — он может играть роль перегородки или целой стены, то есть стать непосредственно строительным элементом. Используются как тонкие, так и толстые стекла, отлитые в специальных формах и смонтированные весьма прочным связующим материалом — пластцементом. В современных интерьерах появились витражи из сплошного стекла (без металлического каркаса), на матовую поверхность которого наносится рисунок цветными силикатными карандашами с последующим обжигом стекла: витражи в виде диапозитивов, изготовленные при помощи фототехники, фотопечати или фотографирования на стекле.

  Изобретательные дизайнеры-стеклоделы разработали массу новых способов обработки стекла, что дало толчок для использования витражей в объемно-планировочной композиции интерьеров. Так, пескоструйным способом при помощи специального аппарата и набора трафаретов можно получить любые изображения, надписи, силуэты, рельефы: матовые на прозрачном фоне и наоборот, штриховой рисунок различной интенсивности на матовом фоне.

  Отлитые и прессованные витражи сравнительно небольших размеров в виде рельефов и барельефов из цельного стекла или отдельных его кусков, армированных свинцовой или медной пайкой, используются в качестве заполнения дверных филенок или перегородок между сообщающимися помещениями (например, кухня–столовая, холл–гостиная). В интерьере очень эффектно смотрится витраж из толстого многослойного стекла, на котором изображение приобретает пространственную глубину. Такие витражи можно устанавливать на специальных конструкциях прямо на полу или же подвешивать. В любом случае - витраж как конструкция дает возможность значительно расширить диапазон дизайнерских фантазий.

  Если проанализировать весь предыдущий опыт архитекторов-дизайнеров, то совершенно очевидно, что во все исторические периоды строительства стены отгораживали интерьер от внешнего мира, соответственно помещения в самом здании также были обособленными друг от друга. Как говорил американский архитектор Ф.Л. Райт (1869–1959 гг.), объемно-пространственная композиция традиционного здания представляет собой «набор коробок внутри большой коробки». Однако к пространственному решению интерьера стремились и мастера прошлых эпох, начиная с готики. Благодаря значительной высоте сооружения, колоссальным окнам, пропускающим много света, льющегося сверху, внутреннее пространство собора не статично, оно устремлено ввысь.

  В эпоху Возрождения идея пространственности реализовывалась иллюзорными средствами: изображением «дополнительного» пространства, а именно архитектурных композиций на плоскости стен, создававших видимость глубины и объемности. То же можно сказать и о барокко. И только в ХХ веке эта проблема была решена в полной мере с помощью новой строительной техники и с использованием железобетона, металла и крупноразмерного стекла.

  Наконец-то мы выходим на совершенно новый уровень применения витражей, освобождая внутреннее пространство интерьера от привычной замкнутости. Благодаря обильному остеклению оно (пространство) зрительно связывается с внешним миром и воспринимается уже не обособленно, а как его часть. В современной архитектуре смежные помещения не разделяются (если это, конечно, целесообразно) глухими стенами с закрывающимися дверями, а сообщаются между собой широкими проемами, стеклянными перегородками или прозрачными ширмами. Внутреннее пространство становится динамичным, оно развивается и как бы «перетекает» из интерьера в интерьер. При этом конструкции перегородок и ширм решаются с учетом их возможного перемещения с целью видоизменить конфигурацию помещения, сместить акценты, поменять настроение…

  Естественно, декоративное остекление трудоемко и дорогостояще, его могут позволить себе далеко не все. Но те, кому удается «ввести» в интерьер своего жилища витраж, «в накладе» не остаются. Стекло во всех отношениях является благородным и весьма благодатным материалом (правда, имеет тенденцию биться, но это свойство стекла может оттолкнуть лишь заядлых громил с неуравновешенной психикой). Этот материал выгодно отличается от других тем, что не подвергается воздействию щелочей и кислот, выдерживает большие колебания температур, недоступен для грызунов и микроорганизмов, имеет отличные гидроизоляционные, звукопоглощающие и электроизоляционные свойства. Стекло раз и навсегда сохраняет любую структуру и цвет, поддается любым способам механической обработки. Оно прочно вошло в наш быт в виде застекленных веранд, зимних садов, прозрачных перегородок и, наконец, витражей. Пропуская свет, оно перевоплощает внутреннее пространство. При этом решается еще одна задача: как визуальная преграда - продолжение стены - витражи придают интерьеру камерность, уют и в то же время волшебная глубина стеклянных плоскостей дематериализует тектонику стены, «прорывая» ее вовне, но не в реальный, а в сказочный мир красоты.



  Другие советы по теме:




Девочка прибегает к матери вся в слезах.
- Что случилось, доченька?
- Папа ударил себя по пальцу молотком.
- А почему ты плачешь?
- А я засмеялась.



Предыдущая страница

Главная > Полезные советы (содержание) | Закладка