PDA version
Версия для КПК





Кровати, диваны

Шкафы, стеллажи, комоды

Тумбы

Столы журнальные, кухонные, прикроватные

Кухни

Деревянные двери

Окна и витражи

Другие изделия и услуги

Лестницы






 Открыть прайс

Адреса, телефоны, режимы работы

Полезные советы

 Словарь терминов

 О нас






 Двери - детальный просмотр













 Показать карту










Как осветить сад

  Освещение сада - проблема одновременно и техническая, и художественная. Ведь основная задача не только в том, чтобы оградить себя от возможности разбить впотьмах колено. Не менее важно придать саду ни с чем не сравнимое очарование, украсить его так, чтобы и ночью он выглядел прекрасно.

  Представьте: свет, исходящий из умело размещенных в саду светильников, подчеркивает благородные формы скульптур, изящных вазонов, искрится в струях фонтанов, плутает в листьях деревьев, создает композиции из цветочных клумб и гладит аккуратно постриженную траву. Кроме того, полусвет зрительно увеличивает пространство, делая сад обширней и загадочней. Или по-другому: светильники освещают только дорожки и ступени лестниц, подчеркивают планировку аллей, что особенно эффектно в "английском" парке. В этом случае деревья останутся в тени, контрастируя с яркими реками дорожек.

  Но чем светить? Определенного эффекта можно достигнуть и обычной настольной лампой. Но лучше не надо. Никто и не утверждает, что выбрать светильник для сада легко. Где та грань, которая отделяет вкусовые пристрастия от практического подхода?

  Человечество не первый век занимается освещением садов и придумало немало интересного. Во-первых, разные типы светильников. Во-вторых, направленное или рассеивающее освещение, разные цвета лучей.

  Рассеивающим освещают дорожки и низкий кустарник. Светильниками с регулируемым направлением света выделяют предметы из общей композиции и выгодно подчеркивают рельеф местности. Большие территории и предметы усиливают свое величие под перекрестным огнем дальнобойных светильников.

  В последние годы для художественной ландшафтной подсветки используют оптическое волокно и футуристические краски неонового света, превращая сады и парки в настоящий аттракцион.

  Вдоль дорожек тянутся светящиеся ограждения самых причудливых форм, на лужайках растут светящиеся грибы, разноцветные неоновые бабочки порхают над травой, а кроны деревьев пылают мириадами светлячков. Атмосфера нескончаемого праздника захватывает и детей, и взрослых.

  При всем кажущемся богатстве предложений рынок ландшафтного освещения в России находится в начальной фазе своего развития. Причем, пока на нем практически отсутствует центральная фигура - дизайнер ландшафтного освещения.

  На рынках США и Европы существует два четких потребительских сегмента. Первый состоит из обеспеченных клиентов, ориентированных на приобретение услуги ландшафтного освещения. При этом, как правило, услуги оказываются специализированной компанией или дизайнером, выступающими в роли субподрядчика, часто в рамках общего ландшафтного проекта.

  Второй сегмент - покупатели небезызвестных DIY (Do It Yourself -"Сделай сам"). DIY - это недорогие "конструкторы освещения", предлагаемые в IKEA-подобных супермаркетах. DIY позволяют покупателю воплотить собственные или заимствованные идеи светодизайна самостоятельно, не прибегая к дорогостоящим услугам дизайнеров. Сам процесс настолько увлекателен, что стал для многих настоящим хобби.

  В России, несмотря на наметившийся бум в области ландшафтных работ, захлестнувший сначала элитную Рублевку, потом ближайшее Подмосковье (и далее по всем пунктам), подход к освещению как к неотъемлемой части ландшафтного проекта пока практикуется редко.

  Чаще всего клиент-домовладелец просто не осознает того, что можно сделать с помощью света на участке и поэтому не настаивает на "световых" работах. Подрядчик, в свою очередь, не заинтересован "утяжелять" проект, который и без того очень недешев, - боясь потерять клиента.

  В результате об освещении вспоминают набив первые шишки в темноте, после чего устанавливают "временную" систему, которая, следуя известной поговорке, становится постоянной. При этом речь о заказе светового дизайна, естественно, не идет, а всю проблему решает звонок в компанию, продающую светильники.

  Толстые каталоги садовых светильников лучше любой беллетристики доказывают правдивость всех рассуждений о безграничности человеческой фантазии. Модели от ведущих европейских дизайнеров не перестают удивлять своим высочайшим и безупречным стилем. И одновременно почти природной, естественной простотой, которая характеризует наиболее стильные течения современной моды. Яркий пример -изделия немецкой компании KL Design. Глядя на них, кажется, что так можно сделать и самому. И лишь, подойдя ближе, понимаешь, что это кажущаяся простота. Особо выделяются столбовые модели Sphinx, Future и Select изящно обыгрывающие тему диагональных срезов простых геометрических фигур - параллелепипеда и цилиндра.

  Достойно продолжить тему столбовых светильников может бельгийская фирма Royal Botania. Ее модели Northpole, Eclipse, Lighthouse и Rectan, выполняемые в двух вариантах каждая - рыжеватый тик и стальной гранит - гениальны в своей простоте. В том же исполнении, но несколько иначе выглядит модель Titanic. Изящно округлый столбик совершенно не похож на своего печально известного тезку. Скорее он напоминает бабушкины часы с кукушкой, но вместо назойливой птицы в нем живет светлячок. Опциональная насадка в виде пижонской кепочки делает одноглазого красавца сонным, но еще более стильным, хотя ее прямое предназначение банально: перенаправить свет вниз.

  Для тех, кому посчастливилось жить рядом с озером, рекой или каким-либо искусственным водоемом, имеется единственная в своем роде железная модель Rusty, словно перекочевавшая из старых фильмов об отважных моряках. Благородная ржавчина (а точнее ее имитация) выступает здесь как элемент стиля. Неприлично просто, но от этого еще более стильно выглядят столбики Lidia и Friz от итальянской компании Ares. Словно гигантские инопланетные цветы, растут из земли светильники Gyra всемирно известной итальянской марки Luxo. А колпак светильника Venezia от итальянца Кастальди совершенно непатриотично похож на головной убор лондонских полицейских.

  Широчайший спектр светильников самых разных направлений представлен итальянской компанией Simes. Светильник Prado "лежит" на дороге, словно слетевший с колеса диск дорогой иномарки. Он был специально разработан для подсветки подъездных дорожек и выдерживает "наезд" любой машины. Канцелярскими кнопками королевских размеров светят фонарики настенной модели Diapason. В их скуповатом свете ступеньки уже не кажутся крутыми, чего не скажешь об их хозяевах. И уж совсем концептуально и дорого выглядят тонкие лучики света, испускаемые в разные стороны светильником Blitz. Они одинаково хороши и для установки на стенах, и для украшения дорожек. Вот только рассчитывать на яркий свет здесь не приходится, это декоративные светильники, не более того.

  По части настенных светильников достойную конкуренцию Simes может составить уже упомянутый Ares. Абсолютно невыразительная и банальная до предела Elsa в один миг преображается, примерив на себя современные стильные одежки. Но в отличие от Золушки, она преображается в принцессу в полночь.

  Наконец, нельзя обойти стороной изделия таких грандов индустрии света как английский Thorn, входящий в состав крупнейшей группы Zumtobel, а также широко известный на российском рынке итальянский Фондераль. Отличительная черта этих ведущих производителей - очень широкий ассортимент светильников, насчитывающий сотни и даже тысячи наименований, самые разные конструктивные и стилевые решения, и при всем этом очень взвешенный подход к цене.

  Но, в конце концов, экстерьер светильника - дело вкуса. Главное же -свет, излучаемый им. Это золотое правило, о котором необходимо всегда помнить. В противном случае получится так, что свет на участке, вроде бы есть, и даже под ногами все видно, но все равно что-то не так... Светильники навязчиво, как обычные уличные фонари светят в глаза никакой красоты не создают, да и вообще, кроме них в саду ничего не видно. У специалистов даже есть такая характеристика: "показатель дискомфорта для яркостей блеских источников" (в английском варианте-glare - "ослепляющий свет")

  Декоративные светильники, в красках описанные выше, как нельзя, лучше подходят для партера усадьбы и регулярного парка, естественно, если исполнение светильников соответствует общей архитектурной стилистике усадьбы, включая дом и другие постройки.

  Однако многие дизайнеры считают, что с ними нужно быть очень осторожным, особенно при освещении садов ландшафтного направления, так как существует опасность, что светильник не впишется в существующий ландшафт. Гораздо проще работать с функциональными светильниками. Они отлично справляются со своими задачами ночью, не отвлекают от природного ландшафта днем и как правило значительно дешевле декоративных. Но, сделав правильный выбор светильника, можно ошибиться в выборе того, кому доверить его установку. Секрет гармонии света и тени подвластен только настоящему художнику.

  Художник приносит краски и кисти. Краски - это особенности каждого луча. Свет может быть резким и мягким, холодным и теплым. Кисти - это лучи света, и у каждого свое направление. Те, которые светят сверху вниз, помогают узнавать предметы - ведь их свет подобен солнечному или лунному, к которым наш глаз привык. Те, которые светят снизу вверх - добавляют театральности и драматичности, а боковые - подчеркивают форму.

  Художник оперирует яркостями, но это не люксы и канделлы из ГОСТов и учебников по светотехнике. Его интересуют другие величины - выразительные средства, которые способны вызвать человеческие эмоции. Движение кистью - и световая сцена приобрела глубину. Удачно выбранная фокальная точка - и в композиции появилась структура. Мастерски высвеченный ряд деревьев - сцена приобрела внутреннюю ритмику и динамичность. И вот наступает момент, когда происходит чудо - вы чувствуете это. Сад несет с собой Настроение. Кстати, именно то, которое вы заказывали.

  Управление светом уже давно перестало сводиться к банальному "вкл/выкл". Современные светильники вспыхивают и гаснут от хлопка в ладоши, молодецкого посвиста, повинуются регуляторам уровня яркости и датчикам движения. Но если внутри дома это не более чем модные штучки, то вне его - суровая необходимость.

  Едва ли кто-нибудь захочет ежедневно следить за тем, чтобы с наступлением сумерек в парке или глубине сада загорался свет. Для планового включения освещения используют датчики освещенности, автоматически включающие свет с наступлением темноты, или простейший таймер, включающий свет в заданное время. Правда, тут тоже есть свои проблемы. Во-первых, длина светового дня все время меняется, так что "будильник" придется регулярно подводить. Во-вторых, в загородном доме не всегда живут постоянно. Одним из самых эффективных, но и, одновременно, самым дорогим способом снять любые проблемы, считается подключение ландшафтного освещения к электронной системе управления домом.

  Инфракрасные датчики движения последовательно включают группы светильников вслед за идущим человеком так, чтобы садовая дорожка вокруг него всегда была освещена. Представьте себе заключительные кадры душещипательной мелодрамы: вечер, по огромному парку идут навстречу друг другу двое влюбленных; камера плавно поднимается вверх, открывая перед зрителями фантастическую картину - два огонька медленно приближаются друг к другу и, в конце концов, сливаются в один. Happy End (кстати, неплохое название для светильника).

  Инфракрасные датчики позволяют не только сэкономить на электроэнергии, но и значительно упростить охрану дома. Тот же датчик может включать монитор слежения, запись изображения, а также сигнализировать о появлении на территории неизвестного объекта.

  Решив осветить свой сад, надо оценить предстоящую деятельность. Помимо стоимости выбранных светильников, на итоговой цифре серьезно скажутся сотни метров кабеля и управляющая система. Но и это еще не все. Едва ваш парк засверкает, как новогодняя елка, нужно быть готовым к тому, что электрический счетчик будет крутиться как сумасшедший. А цены на электричество, в отличие от настроения, только растут.

  Назвать конкретные цифры достаточно сложно. Основную статью расходов, конечно, составят светильники. Цены - от "бюджетной" категории до четырехзначного хай-энда. Большинство встраиваемых в ступени светильников от ведущих мировых дизайнеров обойдется не дороже $200 за штуку. Столбы и декоративные фонари стоят уже до $1000. Особенно дороги модели из камня. По сравнению с ними даже расход электроэнергии в тысячи киловатт покажется копейками. Управляющие системы стоят $150-700, а труды "постановщиков света" могут быть оценены в зависимости от объема и сложности работ в сумму не менее $200.

  Разумеется, отечественные модели стоят значительно дешевле. Но, к сожалению, нашему желанию сделать в саду красиво пока явно не по пути с патриотизмом. И порой кажется, что Бунин, говоря о "полусвете Запада", подразумевал именно это.

Журнал "Мир и Дом" №3 2001



  Другие советы по теме:






Предыдущая страница

Главная > Полезные советы (содержание) | Закладка